Жанр: RTS/RPG Разработчик: EA Phenomic Издатель: Deep Silver Издатель в России: GFI / Руссобит-М Официальный сайт: www.SpellForce2.com/sf2/addon/ Системные требования: Processor 2.5 GHz; 512 Mb RAM; 128 Mb Video Было бы неправильно объяснять феноменальный успех серии SpellForce одним только удачным сплавом стратегии и ролевой игры. Действительно сказочный (в лучшем смысле этого слова) огромный мир, который постоянно развивается и дополняется новыми легендами, событиями и мифами – вот то, что заставляет тысячи игроков сутками напролет пропадать в живописных землях Эо. Даже аддоны, которые у других разработчиков становятся лишь средством легкого заработка, здесь оборачиваются кампаниями эпического размаха и глубины. Последнее дополнение к SpellForce 2 – Dragon Storm – увлекает с головой. Меня лично так не зацепил даже сам оригинал, хотя это уже дело вкуса. Напрашивается параллель с первым дополнением к оригиналу – The Breath of Winter. Дело, конечно, не только в том, что и там, и там одну из главных ролей играют драконы. Дело в том, что оба дополнения демонстрируют глубокий и, скажем так, неожиданный подход к сюжету. В The Breath of Winterмы стали свидетелями красивой романтичной истории любви между драконом и красавицей, а в Dragon Storm вернулись вдруг к событиям и темам первой части, получив ответы на многие давние вопросы. Паломничество к святым местам Dragon Storm – игра ностальгическая, и впервые за всю серию полноценное удовольствие от прохождения кампании получат только ветераны SpellForce. Начать нужно с того, что играем мы за героя (героиню) самой первой части – воина руны, которого спустя долгие годы вернули к жизни представители расы Шайкан – они, как мы помним по Shadow Wars, наделены кровью древнего дракона, позволяющей воскрешать павших товарищей. У каждого здесь вроде бы свои задачи – Шайкан ищут нового лидера клана, наш герой жаждет искупления тех лет, что он провел под властью руны. Но в итоге все объединяются, как принято говорить в таких случаях, перед лицом новой угрозы. На этот раз дело не в дежурном наступлении очередной толпы темных сил – в Dragon Storm все куда тоньше. Еще в первой части мы узнали о том, что мир Эо распался на отдельные острова и континенты после разрушительного противостояния магов во время Войны Собрания. Все они долгие годы были связаны магическими порталами, которые – и это многие понимали – рано или поздно разрушатся. И вот срок годности истекает – порталы, созданные другим героем первой части, магом Рохеном, постепенно теряют энергию. Миру Эо грозит голод и забвение. Поиски ответа на вопрос, как избежать погружения во мрак, приведут героев к истокам вселенной SpellForce, к тому, с чего все начиналось и что стало причиной губительного для Эо увлечения магией, которого не избежали ни сами Творцы этого мира, ни великие маги во главе с Рохеном. Сказать, что все это чрезвычайно интересно – значит ничего не сказать. Для всех любителей SpellForce Dragon Storm – это обязательное паломничество к святым местам, наполненное воспоминаниями, открытиями и даже философией, смешанной с постоянными моральными терзаниями. На последнем остановимся подробнее. Пожалуй, впервые за всю серию сценаристы создали столь глубокое в философском плане полотно, в котором на первом месте скорее не фактические события, а то, что стоит за ними. Какова цена знания и власти, как далеко человек может зайти в своем стремлении к самосовершенствованию, все ли средства оправданы для достижения цели, можно ли научиться прощать, каковы границы верности и долга, что есть искупление – эти и другие темы красной линией проходят через весь сюжет дополнения. Моральные герои Что самое ценное – раскрываются эти темы, помимо всего прочего, через взаимодействие с многочисленными попутчиками. В партии игрока могут быть до шести разношерстых персонажей. Практически у каждого из них своя подноготная, свой характер и собственные причины путешествовать с нашим героем. А самое главное – каждый попутчик в лучших традициях игр от Bioware и Black Isle Studio (ныне – Obsidian Entertainment) озадачивает игрока своими проблемами. Конечно, в целом трудно сравнивать уровень проработки взаимоотношений между сопартийцами с тем, что мы видели в KOTOR 1-2 или в Neverwinters Nights 2, но это не умаляет заслуг сценаристов Phenomic: они придумали действительно ярких персонажей и увлекательные задания, некоторые из которых, к слову, украсили бы собой даже вышеназванные ролевые проекты. В первую очередь это относится к заданиям Кейна – судьи на службе Преисподней, который требует от тех, кто в свое время продал душу Дьяволу, неукоснительного исполнения условий контракта с Бездной. При этом вердикт – виновен человек или нет, то есть заслуживает он путешествия в ад на вечные муки или будет прощен – выносим мы сами. Для этого придется проводить хоть и незамысловатые, но протяженные расследования преступной деятельности, чтобы в итоге оказаться перед моральным выбором. Однозначно черного или белого тут нет, поэтому каждый раз выбор предстоит не самый простой. Заслуживает ли, к примеру, прощения человек, который наживался на страданиях других только ради того, чтобы найти средства для лечения своей жены? Именно моральные терзания и проблемы – одна из основных тем многих заданий. Да и в целом квесты – как сюжетные, так и второстепенные – на этот раз получились выше всяких похвал, тяготея по большей части к беседам и различным упражнениям для ума, что истинного ролевика не может не радовать. Даже стандартное коллекционирование различных предметов и артефактов обставлено так, что ощущение скуки или халтурности не возникает. Например, по ходу кампании мы собираем различные предметы, напоминающие игроку о событиях и персонажах предыдущих частей игры: назвать это рутиной язык не поворачивается – это именно ностальгия, и в целом очень удачная находка, связывающая впечатления от серии в единое целое. Другая находка – огромный корабль, который в условиях отказа работы магических порталов стал не роскошью, а единственный средством передвижения между разрозненными кусками Эо. Сюда герои возвращаются после выполнения очередного сюжетного квеста и здесь же решают, куда лететь дальше – но предварительно сам корабль придется захватить, выполнить здесь кучу не самых тривиальных заданий и определить координаты нового места назначения. Причем делать все это придется по несколько раз за игру. Одним словом, кораблик добавил игре и увлекательности, и разнообразия, и свободы. Аналогия тут очевидна – все тот же ролевой сериал KOTOR, где персонажи также путешествовали между планетами на фирменном космическом судне, не забывая озадачивать главного героя собственными проблемами. Для тех, кто в курсе, такая аналогия – лучший стимул к приобретению Dragon Storm. Топор-однополчанин С точки зрения непосредственно игрового процесса изменений немного. Важнейшее из них – появление новой линейки навыков, относящихся к способностям расы Шайкан. По сути это аналог «магии крови», дополненный элементами «магии призыва»: развивая эту линейку, герой получит возможность не только высасывать кровь из врагов, но и призывать на свою сторону множество помощников, в том числе неодушевленные предметы, например, магический кинжал и топор. Особое внимание уделено защитным заклинаниям, вызывающим аналогии с вампиризмом. Некоторые навыки дублируют то, что мы видим в двух остальных линейках – боевой и волшебной. Но это не значит, что Dragon Storm можно пройти исключительно на навыках Шайкан – хотя бы потому, что число их заметно ограничено (семь против 19-и в каждой из двух других ветках развития). Это скорее необходимое дополнение к основным школам, введенное, чтобы как-то уровнять баланс – ведь в Dragon Storm нам противостоят куда более серьезные соперники. С другой стороны, на стороне игрока тоже появились очень внушительные союзники: клинки, Шайкан и драконы. Баланс тут соблюден в классических традициях: у всех есть свои плюсы и свои минусы. Шайкан, например, по сравнению с клинками бедны здоровьем, но требуют меньше ресурсов, а потому берут числом. Апгрейд самых сильных юнитов – драконов – становится доступен лишь на финальных уровнях. Но чуть раньше мы получим возможность призвать уникального титана драконов, который иногда может в одиночку сдерживать толпы врагов. Порадовал приличный ассортимент разнообразных апгрейдов, наделяющих юнитов уникальными способностями. Лидерами хит-парада становятся, конечно, маги крови, которые могут превращать трупы союзников в неказистых, но все же драконов. Среди двух сотен новых предметов и их групп появились сборные наборы – если персонаж полностью экипирован таким «сетом», он получает различные магические бонусы. Но это скорее нововведение для галочки – уникальных сетов очень немного и заметного влияния на игровой процесс все это не оказывает. То же самое можно сказать и про возможность собственноручно выковывать предметы. Да, все желающие могут в любое свободное время, собрав или купив достаточное количество ингредиентов, попробовать выковать себе что-то уникальное. Но смысла особого нет – разнообразного лута в игре огромное количество, равно как и торговцев, у которых можно купить все необходимое. В сетевом режиме изменения столь же минимальны, из разряда стандартных наборов всех дополнений: парочка новых карт для PvP да один новый режим Time Race, предлагающий гонки наперегонки за призами. А вот новый режим в свободной игре под названием «Арена» действительно порадовал – традиционные гладиаторские испытания обставлены с умом и фантазией. Жаль лишь, что нельзя сразу импортировать на Арену раскачанного персонажа из кампании. Раш – всему голова! В остальном все практически без изменений: мы видим все тот же знакомый баланс между стратегическими и ролевыми экзерсисами на карте, и все тот же достаточно примитивный уровень самой стратегии, на который его загнала вторая часть SpellForce. В почете тут, к сожалению, «раш»: ресурсов по-прежнему лишь три типа и особых проблем с их запасами не возникает. А потому, не заботясь о еде для своих войск и обставившись защитными башнями, можно спокойно накапливать максимальную по размерам группировку для выноса лагеря врага. У юнитов нет формаций. И если бы не разнообразные с точки зрения использования ландшафта локации и не усилия дизайнеров, которые периодически ставят различные ограничения, стратегия в исполнении SpellForce 2: Dragon Storm была бы уж совсем безвкусной. Музыкальный фон остался столь же невнятным и каким-то слишком уж традиционно-фентезийным, блеклым – на фоне первых частей игры, конечно. А вот и без того шикарная графика стала еще сочнее и ярче благодаря новым заклинаниям и спецэффектам. Одно «но» – у шикарно детализированного магического оружия и брони по-прежнему нет ауры или особого свечения, что так радуют наш глаз, например, в Neverwinters Nights 2. *** SpellForce 2: Dragon Storm – это в первую очередь бенефис сценаристов, подаривших нам увлекательную историю, ярких персонажей и интересные задания. Судя по чувственному, где-то даже трогательному финалу, мы стали свидетелями «финита ла трагедия» этой великолепной серии, поэтому дальнейшее развитие игры возможно только в новом сеттинге и, желательно, с новым подходом к ее стратегической части. Рейтинги: Геймплей: 8.5 Графика: 9.0 Звук и музыка: 7.5 Интерфейс и управление: 7.0 Оценка автора: 8.5 Общий рейтинг: 8.3
|